Федеральный закон №223 о госзакупках

Федеральный закон №223 о госзакупках
Федеральный закон №223 о госзакупках

Содержание

О госзакупках

Госзакупки – форма взаимодействия между поставщиками товаров, услуг или работ и государственными организациями на аукционно-конкурсной основе либо на заказе у конкретного поставщика.

Подробная информация о госзакупках размещена на официальном сайте. На сайт может зайти любой пользователь сети Интернет и получить всю необходимую информацию абсолютно бесплатно. Для всех участников регистрация на сайте обязательна. Это обеспечивает открытость и ответственность участия.

Нормативно-правовая база

Первым законом, регулирующим отношения между государством и поставщиками, был – Федеральный закон №94.

Однако, он регулировал госзакупки только в части размещения заказов, все остальные пункты были вне его ведомства. Однако, именно его появление стало началом регулирования такого рода отношений.

На данный момент нормативно-правовую базу отношений в части госзакупок составляют два законодательных акта:

  • Федеральный закон №44 – «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • Федеральный закон №223 – «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ФЗ №44 отменил действие ФЗ №94 и внес новые положения в отношениях поставщиков и заказчиков, в нем уже были прописаны все условия от планирования госзакупок до контролирования части выполнения заказа.

Разница между этими законами ФЗ №44 и ФЗ №223 в том, что в ФЗ №44 заказчиком являются только государственные организации, в то время как в ФЗ №223 – это также и фирмы с долей государства в уставном капитале и также часть бюджетных организаций.

Федеральный закон № 233 — «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Этот закон вступил в силу с 1 января 2012 года и имеет более широкую сферу применения в сравнении с 44 ФЗ.

Согласно ему, в качестве заказчика могут быть организации с 50% долей участия уставном капитале:

  • государственные корпорации, естественные монополии, публично-правовые компании, автономные учреждения, хозяйственные общества;
  • организации в сфере ресурсоснабжения (водоснабжения, электроснабжения и т.д.);
  • дочерние хозобщества.

Также закупки могут совершать бюджетные учреждения, государственные унитарные предприятия (ГУПы) и муниципальные унитарные предприятия (МУПы), если:

  • ими принято положение о закупках;
  • закупки производятся за счет средств бюджета – субсидий;
  • закупки производятся за счет грантов;
  • ГУПы и МУПы являются организациями аптечного типа;
  • если закупки производятся со стороны ГУПов и МУПов как исполнителей по контакту;
  • если организация относится к тем предприятиям, которые имеют существенное значение для жизни граждан, обороны страны и безопасности государства.

Участником закупок не может быть юридическое лицо, которое находится в реестре недобросовестных поставщиков. Если какая-то компания обнаружит себя в данном реестре и не согласится с этим решением, она обязана обратиться в суд для удаления себя из списка.

В этом законе всего 11 статей. Согласно им:

  • регламентированы цели регулирования госзакупок;
  • правовые основы;
  • принципы проведения и основные мероприятия;
  • информационное обеспечение;
  • контроль;
  • ответственность за правонарушение при проведении госзакупок.

Данный закон не распространяет свое отношение на виды деятельности, связанные с:

  • продажей или покупкой валюты или ценных бумаг;
  • приобретение товаров на товарной бирже;
  • закупка военно-технического оборудования и сопутствующих товаров, услуг, работ;
  • услуги обязательного аудита бухгалтерской отчетности.

Согласно данному закону заказчики и поставщики должны придерживаться принципов добросовестной конкуренции, информационной открытости и экономически эффективному использованию денежных средств.

Оформление договорных отношений может быть на основе аукциона, конкурса или закупкой у конкретного поставщика.

Извещение о торгах должно появиться на сайте не позднее чем за 20 дней до окончания принятия заявок. В случае конкурса заказчик выбирает наиболее привлекательное для него предложение.

На торгах – самую лучшую цену при качественных услугах. А если у заказчика есть конкретный поставщик – то в этом случае он напрямую обращается к нему.

В таком варианте есть риск возникновения коррупции, поэтому такого рода отношения возможны не со всеми видами закупок, и они тщательно контролируются.

В ФЗ №223 есть перечень работ, товаров и услуг по которым возможно проведение торгов в электронном виде.

Заказчики на официальном сайте госзакупок обязаны размещать план закупок товаров, работ или услуг на срок не менее одного года, а если это инновационная, высокотехнологичная продукция или лекарственные препараты – то от пяти до семи лет.

Вся информация обо всех торгах, конкурсах и прочих закупках должна быть отражена на сайте.

Исключением являются закупки:

  • составляющие государственную тайну;
  • по которым было принято решение Правительства РФ;
  • те, которые не превышают 100 000 рублей в сумме;
  • ели годовая выручка заказчика превышает 5 миллиардов рублей, то в таком случае закупки в сумме не более 500 000 рублей.

Вся отчетность также должна быть размещена на сайте не позднее 10 числа каждого месяца.

В случае, если кто-то из участников процесса нарушит положения закона – будет предусмотрена ответственность административная – штрафы, а если нарушение тяжкое (например, выявление коррупции) – то уголовная.

Все наказания прописаны в законе.

До сих пор система госзакупок шлифуется, именно поэтому появляются поправки и изменения. Все законы, в том числе и ФЗ №223 нужно изучать с комментариями и изменениями.

Там дается пояснения, что было введена, а что отменено. Ответственность за ознакомлением со всеми статьями закона лежит на участниках процесса.

Нормативно-правовая база госзакупок оптимизирует торговые процессы масштаба государства и препятствует появлению коррупционных действий.

Контактная информация

Официальный сайт: www.zakupki.gov.ru
Горячая линия: 8 495 811-03-33