
Содержание
О госзакупках
Госзакупки – форма размещения заказов на аукционно-конкурсной основе на предоставление товаров, разного рода работ или услуг для нужд государства и муниципальных районов.
Все условия заключения сделок обсуждаются заранее и прописываются в торговой документации. Эта система регулирует отношения между поставщиками и государственными заказчиками.
Размещать заказы поставщики услуг обязаны в едином порядке и на принципах эффективного использования средств, должны быть выполнены условия добросовестной конкуренции, гласности и прозрачности размещения заказов.
Тот кто выигрывает аукцион, получает контракт с заказчиком. Условия должны быть максимально подходящие для данного получателя услуг.
Подробная информация о госзакупках размещена на официальном сайте. С этой информацией может ознакомиться любой желающий.
Нормативно-правовая база
Первый закон о закупках и предоставляемых услугах государству был принят в 2005 году – Федеральный закон №94. С того времени этот закон значительно эволюционировал.
Было внесено очень много изменений и корректировок, чтобы сделать процесс закупок и его контролирование максимально эффективным и беспроблемным. Однако, до сих пор изменения появляются.
ФЗ №94 регулировал только процесс размещения запросов. Все остальные процессы были внесены позднее. Однако, уже тогда этот свод статей сыграл очень важную роль.
На данный момент нормативно-правовую базу отношений в части госзакупок составляют два законодательных акта:
- Федеральный закон №44 – «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- Федеральный закон №223 – «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Разница между этими законами в том, что в ФЗ №44 заказчиком являются только государственные организации, в то время как в ФЗ №223 – это также и фирмы с долей государства в уставном капитале и также часть бюджетных организаций.
Федеральный закон № 44 — «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Данный закон по своему объему очень большой, он регулируется все этапы отношений между заказчиком и поставщиком – от планирования до контролирования.
ФЗ №44 от 05.04.2013 года отменял действия ФЗ №94.
Заказчиком, согласно данному закону, может выступать государственный орган, орган муниципальной власти, орган управления внебюджетным фондом, бюджетное учреждение, казенное учреждение, корпорация «Росатом» и «Роскосмос», а также за некоторым исключением государственное или муниципальное унитарное предприятие.
В ФЗ №44 всего 120 статей (с дополнениями), разделенные на 8 глав:
- Глава 1 – вводная глава, посвященная сфере применения закона, основным понятиям, принципам контрактной системы, целям осуществления закупок. Также здесь регулируются ограничения закупок некоторыми заказчиками.
- Глава 2 – планирование в сфере закупок, формирование планов и планов-графиков, внесение изменений в случае необходимости, ознакомление с документацией.
- Глава 3 – осуществление закупок. Основная часть закона.
- Глава 4 – порядок проведения мониторинга и аудита в сфере закупок.
- Глава 5 – посвящена контролю, контролирующим органам, формам проведения контроля, ведение реестров контрактов, о неблагонадежных поставщиках.
- Глава 6 – об обжаловании некорректных действий участников закупок, порядок рассмотрения жалоб и ответственность за противоправные действия.
- Глава 7 – об отдельных видах закупок.
- Глава 8 – порядок разработки, формирования и внедрения единой информационной системы по закупкам, переходные положения и заключительные положения закона.
В этом законе предусмотрены две возможности для поставщиков:
- аукционно-конкурсная – когда открывают торги, и заказчик может выбрать наиболее благоприятное для него предложение;
- закупка у единственного поставщика – направление запроса от заказчика к конкретному поставщику. В таком случае исполнитель минует торги и может заключить выгодный контракт на долгие годы. Такая возможность для поставщиков гораздо привлекательнее. Но тем не менее, такого рода госзакупки строго контролируются и могут быть применены к конкретным видам. Благодаря этому исключается возникновение коррупции.
Очень важно Федеральные законы изучать с комментариями, именно в них находятся полноценные пояснения к каждой статье.
Также важно понимать, что каждый закон может претерпевать изменения, могут вноситься дополнения либо какие-то пункты могут быть убраны. Поэтому изменения обязательны для изучения всех участников госзакупок.
К сожалению, очень часты в России нарушения при проведении госзакупок, что ведет к нарушению процесса и потерей огромных сумм госбюджетом.
Именно из-за этого стандарты могут постоянно подвергаться изменениям, чтобы закон и его исполнение были эффективнее.
Основные причины нарушений – некорректное оформление документации, низкая дисциплинарная ответственность участников процесса, отсутствие единой базы для хранения информации и качественных контрольных мероприятий.
Главная проблема – непрозрачность проведения сделок, решить которую может только автоматизация и цифровизация процесса, а также эффективная оптимизация.
Правительство РФ постоянно говорит о внедрении нового стандарта по проведению госзакупок.
Соблюдение федеральных законов обязательно для всех участников процесса. В случае несоблюдения каких-либо принципов или требований предусмотрена ответственность, включая уголовную.
Штрафы для каждого нарушения прописаны в законе, выплаты разные для разного случая. Ознакомление с изменениями также входит в обязанности участников.
Вся информация своевременно появляется на всех ресурсах, в том числе и на официальном сайте.
Контактная информация
Официальный сайт: www.zakupki.gov.ru
Горячая линия: 8 495 811-03-33